Доллар США
67,0512 руб.
Евро
74,3799 руб.
Четверг, 19 июня 2014 14:12

«Интернет не контролируем. Подписка нужна. Пресса нужна», — Дмитрий Страшнов, «Почта России»

Автор 

Сегодня в здании Государственной Думы состоялось расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. Повестку для — меры по законодательному обеспечению государственной поддержки СМИ, книгоиздания, полиграфии и распространения печатной  продукции — обсуждали руководители комитета, депутаты, издатели и распространители прессы, представители общественных организаций, и — руководство «Почты России». Дмитрий Страшнов, гендиректор предприятия, опираясь на предварительные данные по сбору подписки в ходе текущей подписной компании, в своем докладе представил интересные выводы: несмотря на рост доставочных тарифов (вызванных отменой субсидий «Почте России»), в некоторых регионах страны (пока) наблюдается положительная динамика.

Дмитрий Страшнов, генеральный директор ФГУП «Почта России». Фото: Константин Акопян

О подписке в современном мире

— Тема выживания института подписки беспокоит. Но я бы хотел, чтобы мы все вернулись в реальный мир. Мы (издатели, розничные сети, участники рынка подписки) находимся в рыночных условиях, и надо признать, что, находясь в рынке, мы не конкурентоспособны по отношению к другим игрокам — шаурма ли это, или Интернет. К сожалению, тенденции на рынке негативные. Подписка, конечно, показывает положительную динамику по отношению к розничным продажам, но надо понимать, что происходит это на падающем рынке, поэтому на самом деле она демонстрирует падение: в 2013 году по отношению к 2012 оно составило 5%. Интернет мы, к сожалению, догнать не сможем, особенно там, где его проникновение уже достаточно высоко.

Сохранение института подписки — задача в большей степени политическая, определяющая грамотность населения страны. Кроме того, сейчас меняются взаимоотношения России с политическими партнерами, соседними странами, поэтому печатная пресса — источник, который может дать читателям правильную, взвешенную, объективную информацию. Интернет не контролируем. Подписка нужна. Пресса нужна. Поэтому и надо думать, как выживать.

О повышении тарифов на доставку

— «Почту России» незаслуженно обвиняют в волюнтаризме из-за поднятия цен (на доставку подписной периодики). Эта мера вынужденная: мы действительно подняли цены, потому что нам нельзя было увеличивать убытки по отношению к предыдущему периоду. У нас забрали 3 млрд. (рублей, ранее ежегодно выделяемых государством на организацию доставки прессы), и нам нужно было остаться хотя бы на уровне предыдущей убыточности. Мы, безусловно, понимали, что это отразится на тиражах, но если говорить с точки зрения чистой экономики, если (у «Почты России») не будет подписки, мы ничего не потеряем. По большому счету, если почта перестанет заниматься подпиской, она больше денег сэкономит. Но это (отказ от подписки) невозможно. И почта на это никогда не пойдет.

О предварительных результатах подписной компании

— Сегодня у нас есть промежуточные результаты (текущей подписной компании). Это только результаты первых двух месяцев. Динамика подписки, к нашему удивлению, напрямую не зависит от размеров повышения стоимости подписки. Если в Москве падение составило 17%, то есть регионы, где подписка, напротив, увеличилась в два раза. В Архангельске, например, подписка не уменьшилась, а в Хабаровске даже подтянулась. Да, безусловно, есть регионы с катастрофическим падением: Калмыкия, Кабардино-Балкария, Дагестан — там падение составляет более 50%. Есть и до 70%... Но опять же — это данные предварительные.

Если мы говорим о Москве, то, наверное, здесь решающую роль оказывает развитие Интернета. Но есть регионы, где к нашему удивлению и радости подписка растет: Дальний Восток, Татарстан (немного, но растет), Чечня (рост 8%), Ярославль (13%), Брянская область (12%), Курская область (14%), Липецкая область (15%). Понятно, что цифры эти не окончательные. И здесь, я думаю, очень многое зависит от региональных властей. Потому что наиболее негативная динамика наблюдается в подписке именно у региональных издательств; федеральные СМИ, если и пострадали, то незначительно.

Мы очень внимательно следим (за ходом подписной компании), и через месяц у нас будут окончательные данные. Наверное, общее падение составит порядка 20-25%, может быть и 30%.

Про Крым

— Отдельно отмечу, что мы успели начать подписную компанию в Крыму. С 1 апреля у всех жителей Крыма появилась возможность подписаться на все федеральные издания без ограничения. Результатов (по Крыму) пока нет, но мы их ждем буквально со дня на день.

И снова про подписку, но уже — в будущем

— Призываю коллег задуматься над формулировкой некого политического заявления для того, чтобы на государственном уровне определить позицию не только по отношению к подписке, но и по отношению вообще ко всем печатным СМИ. Подписка — это канал распространения. Это инструмент. Сегодня в рознице произошел коллапс, розница умирает. И мы тоже можем, через пару лет, если ничего не поменяется, сильно пострадать. Но пока во всех 42-х тысячах отделений «Почты России» периодические печатные издания можно купить в розницу. Это (розничные продажи газет и журналов в отделениях почтовой связи) не альтернатива, это всегда было дополнением. На сегодня это та опорная сеть (по России), которая пока поддерживает розницу (по продажам печати).

Нам надо думать, что делать в этой (сложной для рынка) ситуации. Нам нужно искать новые ниши, нестандартные решения. И конечно нужна политическая воля на уровне государства для того, чтобы определиться в самом отношении к периодике.

Александра Вознесенская

PlanetaSMI.RU

Прочитано 2342 раз Последнее изменение Четверг, 19 июня 2014 14:21
Оцените материал
(0 голосов)
PlanetaSMI

Статьи

Сайт: www.planetasmi.ru
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Loading...