Доллар США
59,3612 руб.
Евро
69,7197 руб.
Вторник, 08 августа 2017 16:13

Мария Христофорова: Необходима системная поддержка СМИ, издающихся на языках малых народов Избранное

Блог 
Мария Христофорова Мария Христофорова

28 июля в Центральном Штабе ОНФ состоялось экспертное совещание, посвященное проблемам СМИ, подписки и доставке прессы, а также исполнения поручений президента России. В совещании приняли участие члены рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», Центр правовой поддержки журналистов, представители профильных федеральных органов власти – Минкомсвязи, Минприроды России, Роспечати, Роскомнадзора, ФГУП «Почта России», редакторы и издатели печатных СМИ, представители отраслевых ассоциаций. PlanetaSMI.RU продолжает публиковать выступления участников. Мария Христофорова, возглавляющая медиагруппу «Ситим», рассказала о ситуации с тарифами на доставку газет на Дальнем Востоке. 

Христофорова М.Н.:
– Дорогие коллеги, здравствуйте. Со многими из вас мы часто встречаемся. Вот с ОНФ давно не встречались. Спасибо, что всех нас здесь, наконец, собрали, потому что как коллеги здесь говорили, периодически глава нашего государства дает поручения, которые не выполняются. Последнее было поручение, связанное с субсидированием доставки прессы подписчикам в труднодоступных районах, я так понимаю, чтобы информация была доступна в таких регионах, как Республика Саха (Якутия), которую я представляю, весь Дальний Восток, Сибирь и все, что за Уралом труднодоступное. Я не соглашусь, когда здесь за Москву и Московскую область сильно ратуют, потому что наша Почта России давным-давно решила этот вопрос, ввела замечательные четыре зоны – до четырех зон у нас доходят, если вы не знаете, подписные цены. Первая, вторая, третья, и четвертая зона у нас существует, есть такой анахронизм в нашей истории, так сказать. Так что все вопросы к Почте России, она давно определила, какие районы труднодоступные, а какие нет.

Наверное, будет интересен наш опыт. После неоднократных наших обращений на территории Саха-Якутии в экспериментальном порядке, я думаю, не без участия Михаила Андреевича (Казакова, руководителя Департамента подписки ФГУП «Почта России». – Примеч. ред.), конечно, который в меру своих компетенций и полномочий старается нас поддержать, третья подписная зона была отменена. Подзона. Осталась первая и вторая зона. Действительно, у нас регион самый большой в Российской Федерации, очень много труднодоступных мест. И я вас не удивлю, многие, наверное, знают, что во второй зоне некоторые тарифы Почты доходят до 900 рублей. Допустим, если мы подписываем газету за 1500 рублей, из них 900 - это тариф Почты России. То же самое прошлый раз звучало на совещании в Совете Федерации, на Кавказе та же самая проблема. Те, видимо, аулы, деревни, которые находятся в горной местности на отдалении, они тоже платят 900 рублей за почтовые услуги.

Честно говоря, я была готова сегодня озвучить пять предложений. Но не могу не сказать о следующем. Только что коллеги говорили о детских СМИ. Я тоже хотела бы бить тревогу – о национальных СМИ. Как вы все знаете, у нас, в соответствии с последней переписью населения, проживает 140 млн человек, представляющих более 190 национальностей, говорящих более чем на 150 различных языках, относящихся к разным языковым семьям и группам, – славянских, тюркских, финно-угорских, монгольских, северо-кавказских, др. Подавляющее большинство граждан – 98% – владеют русским языком, 22% населения используют еще 38 языков.

Прискорбно, что средства массовой информации на национальных языках до сих пор не выделены из того большого списка, которым располагает Роскомнадзор, например. У него зарегистрировано на сегодняшний день 78 715 СМИ. Сколько из них на национальных языках, пока непонятно. В списке социально значимых СМИ Минсвязи числится 2 340 печатных СМИ, из них 315 издается на национальных языках в 24 регионах Российской Федерации. Вот за это нашей Роспечати большое спасибо, что все-таки они уделяют большое внимание нашим национальным СМИ.

Хотела бы сообщить, что недавно мы с коллегами посовещались и решили создать ассоциацию национальных СМИ.

Если говорить конкретно о наших предложениях. Я на сегодняшний день издаю семь печатных СМИ у себя в регионе, неимоверными усилиями. Например, «Хатан/Закаленный», журнал детско-юношеский, также мы издаем для детишек газету «Бэлэм буол» на трех языках – на русском, нашем великом могучем, якутском и английском, «Байдам» для предпринимателей села... Все эти издания распространяются в труднодоступных пунктах, коими являются наши деревни, наши районы. И конечно, моя легендарная газета «Кыым», 95 лет в прошлом году этому бренду исполнилось.

На сегодняшний день я потеряла из своего издательского портфеля журнал «Здоровье есть» на русском языке, потому что народ хочет выписывать, но выходит очень дорого. И рекламодатели тоже это понимают, в малотиражные издания они не идут.
Ну и вот что касается сути нашего сегодняшнего разговора. Это те предложения, которые, видимо, от нас ждут по поручениям главы нашего государства. На основании всего вышесказанного хотела бы предложить следующее.

Первое. Объявить все-таки на 2018-2022 годы пятилетний мораторий на увеличение подписных тарифов ФГУП «Почта России». Михаил, пользуясь случаем, хотелось бы задать вам прямой вопрос. Хотя вы говорили о том, что с 2018 года будет этот мораторий объявлен, почему-то до сих пор работники нашего почтового отделения так и не сказали, какие тарифы будут на подписку первое полугодие 2018 года. Если они не меняются, в чем тайна? Михаил считает, что те, кто издает национальные СМИ, не должны нигде загорать, а должны влачить жалкое существование где-то в горах Верхоянья и ждать почту, которая туда месяцами идет.

Если говорить о проблемах почты в глубинке, то они есть. Самая главная проблема в том, что люди, даже большие деньги заплатив за подписку за полгода, иногда свою почту ждут месяцами. Вот это самая главная проблема. Ничто так не подрывает доверие к нам, издателям, изданиям. Они же звонят нам в редакцию и говорят: где газеты, где журналы? Кто-то не донес, кто-то не довез, народ это не должно беспокоить, за все отвечаем мы, издатели. Мы часто, много ездим в районы, встречаемся со своими читателями, подписчиками. Как Софья Борисовна (Дубинская. – Прим. Ред.)сказала, у нас в регионе, во всяком случае в моей издательской группе, принимают беспрецедентные меры по стимулированию подписки. Вплоть до прошлого года, пока нас кризис совсем не подкосил, мы вплоть до мини-тракторов выставляли в качестве приза за подписку. Как мы стимулируем подписку, не стимулировал никто. И несмотря на это, она падает. Потому что если люди влачат жалкое существование, никто не может вытащить из кармана полторы тысячи, чтобы подписаться на газету. Потому что на эти деньги они могут купить школьную форму для ребенка. Или купить себе продукты, которыми, кстати, "Почта России" тоже торгует. 

Второе предложение. Законодательно закрепить государственное регулирование тарифов ФГУП «Почта России» Федеральной тарифной службой по аналогии с универсальными услугами почтовой связи. Произвести экспертизу тарифов Почты России независимой комиссией ОНФ. Я предлагаю создать из числа членов ОНФ и депутатов комиссию, которая все-таки разберется, потому что из чего формируются эти тарифы, до сих пор тайна за семью печатями.

Третье. Роскомнадзору и Ассоциации национальных СМИ совместно составить реестр национальных СМИ с возможностью их последующего включения в перечень социально значимых СМИ Минкомсвязи. Тем, кто еще не попал к вам, мы готовы силами ассоциации помочь оформить какие-то заявки и т.п. Короче, взять их под патронат и сделать так, чтобы, как Софья Борисовна говорит, информационно их как-то организационно поддержать.

Четвертое. Предусмотреть в бюджете средства и разработать механизм субсидирования 50% затрат национальных печатных СМИ, включенных в перечень, на доставку печатных изданий по подписке.

Допустим, мой журнал «Хатам» и почти все мои издания значатся в этом реестре уже третий год, сколько существует субсидирование социально значимых СМИ, потому что мы сразу подали заявку и хоть понемножечку, но какую-то поддержку получаем, за это огромное спасибо. Но согласитесь, что ее все-таки недостаточно. Потому что мой детский журнал «Хатам», который распространяется пятитысячным тиражом, получает дотацию как социально значимый проект всего около 400 тысяч рублей. При этом он выходит каждый месяц, а бумага у нас очень дорогая.

Ведущая:
– Это вы грант получаете или скидку?

Христофорова М.Н.:
– В этом списке, в который мы попали, должны были получать скидку 30%, но, к сожалению, в прошлом году было 20%, если через почту.

Ведущая:
– Мария, скажите, а местные власти вам оказывают поддержку? У них есть деньги на информирование граждан, в принципе, нормальные бюджеты выделяются. В Башкирии, я знаю, у них приоритет – поддержка изданий на национальном языке. В Якутии 1 млрд, куда он идет?

Христофорова М.Н.:
– В Башкирии, о которой вы сказали, все издания государственные. Мои издания все негосударственные. У нас есть государственные детские СМИ, другие государственные СМИ. Естественно, они обласканы, их любят, лелеют, холят, зарплату платят помещение предоставляют, денежки дают. А доставка на государственные СМИ, государственные газеты - это вообще отдельная тема. Они бесплатно у нас распространяются.

Ведущая:
– Я имею в виду, что есть государственные, аналогичные вашим, выходящие на национальном языке СМИ, которым помогают, а вы, поскольку частные, не пользуетесь этой поддержкой?

Христофорова М.Н.:
– Да.

Ведущая:
– А сколько национальных СМИ в вашем регионе?

Христофорова М.Н.:
– В нашем регионе много национальных СМИ, потому что некоторые районные газеты у нас выходят на национальных языках, в том числе малочисленных народов Севера. Детские издания. Я думаю, что изданий, которые регулярно, на постоянной основе в городе Якутске издаются, наверное, десять, не больше. У меня из семи два выходят на русском языке.

Последнее предложение: в срок до 1 октября 2017 года разработать механизм субсидирования СМИ из средств федерального и регионального бюджетов на принципе софинансирования части редакционных и издательских затрат периодических печатных изданий в отдаленных и труднодоступных местностях.

Все-таки раз поручение главы государства было дано нам, нужно срочно подключаться. Если какие-то органы до сих пор не сочинили механизм, давайте мы подключимся и сочиним уже его. Потому что можно без конца так собираться, без конца что-то обсуждать, но нужны реальные дела.

При разработке механизма субсидирования нужно изучить опыт регионов по субсидированию периодических печатных СМИ. Но все-таки я хочу обратить ваше внимание – нужно сделать упор на негосударственные СМИ. Потому что государственные и так финансируются за счет государства. Они имеют госзаказ, их распространяют бесплатно, им помогают и т.д. Негосударственные СМИ сейчас, действительно, находятся на грани выживания.

По нашему обращению в прошлом году наши депутаты предусмотрели в бюджете небольшие средства на субсидирование именно тех изданий, которые в подписную декаду делают большие скидки. Есть такая практика, что в декаду льготной подписки и со стороны «Почты России» делаются скидки, и со стороны редакций. Вот мы, например, в этом году в первом полугодии пошли на беспрецедентные меры и сделали скидку 60% от своей каталожной цены. Это зарплаты моих работников, это их отпускные, раз в два года я обязана им оплачивать проездные, я должна оплачивать им еще какие-то расходы – кто-то рождается, кто-то умирает, это бесконечный процесс, и я как работодатель должна все это сделать, чтобы мои журналисты не сбежали ни в какие другие редакции, где эти все соцпакеты существуют...

В будущем году моей медиагруппе исполняется 15 лет, и все это время я как работодатель честно исполняю все свои обязательства. Пора к нам повернуться лицом. Есть разные работодатели, но к тем, кто добросовестно выполняет свои обязательства, пора повернуться лицом.

И вот именно благодаря нашим усилиям, неоднократным обращениям на днях должен решиться вопрос субсидирования именно тех издательств, которые делают большие скидки по каталожной цене для своих подписчиков. Этот механизм у нас будет более-менее оформлен, я очень активно в этом вопросе участвовала у себя в регионе. Если этот опыт вам интересен, мы можем его предоставить.

Что касается критериев труднодоступности, я уже говорила, что у Почты есть зональное разделение. Заодно нам раскроют секрет, по какому принципу они нам эти зоны делали, интересно нам тоже очень. Потом, как я сказала, только в нашем регионе третья подзона была ликвидирована в качестве эксперимента, а эксперимент, сами понимаете, может в любой момент закончиться, и возможно, с будущего года нам опять либо восстановят эту третью подзону либо придумают еще четвертую подзону. В других регионах – на Камчатке, в Хабаровском крае, Иркутской области до сих пор существует и третья подзона, и четвертая подзона, позорная, я считаю. Самые труднодоступные пункты попадают под эту подзону, где живет коренное местное население, в основном малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока. В чем они виноваты, что живут на своих исконных землях и платят втридорога за право читать прессу на своем родном языке и даже центральную прессу. Я не знаю, чем эти люди провинились, но вот эти позорные для Почты России четвертые подзоны до сих пор существуют. Обратите на это внимание.

А ведь у нас есть законодательно закрепленные территории Крайнего Севера, приравненные к ним местности, и к ним относятся территории, расположенные и за Уралом, и в Центральной части Российской Федерации. Никто эти критерии не отменял, давайте к ним вернемся. Давайте мы их поднимем и уже начнем учитывать. Не будем отдавать все на откуп Почте.

Прочитано 84 раз Последнее изменение Вторник, 08 августа 2017 17:20
Оцените материал
(0 голосов)
PlanetaSMI

Статьи

Сайт: www.planetasmi.ru
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Loading...